Недавно мы уже кратко упоминали о том, как обстоят дела с круизным рынком Петербурга в статье, посвященной новогодним путешествиям по Балтийскому морю. Так вот не успела статья уйти в печать, как компания St.Peter Line объявила о запуске принципиально новой концепции круизного расписания с февраля следующего года. А это значит, что пора поговорить о морском Петербурге более детально.
Новая концепция круизного расписания компании St.Peter Line на новогодних круизах, конечно, никак не отразится, но вот будущих путешественников порадует: из Петербурга можно будет отправиться в классический круиз на Принцессе Анастасии с посещением Хельсинки, Таллина и Стокгольма в любой день недели. При этом же увеличивается частота рейсов из Санкт-Петербурга в столицу Финляндии на лайнере «Принцесса Мария». Таким образом, St.Peter Line выступает со смелым лозунгом «6 отправлений в неделю из Петербурга в Хельсинки». Поразительно, что при этом в распоряжении компании имеются всего лишь 2 лайнера, а планов по увеличению парка, по словам президента компании «Ст.Петер Лайн Рус» Игоря Глухова, пока нет: «Нецелесообразно увеличивать количество судов, когда мы не можем точно сказать, будет ли иметь успех предложенная нами концепция перевозок».
Всего один из восьмидесяти
Морские круизы - это динамично развивающееся направление выездного туризма, с каждым годом приобретающее популярность и у российских путешественников. Эксперты отмечают, что круизный рынок растет в среднем по мировой динамике на 7,5 % в год, а российский рынок растет просто колоссальными темпами – порядка 100% в год. Ежегодный рост пассажиропотока на Балтике в последние годы составляет до 10%.
К сожалению, Россия не может претендовать на роль весомого игрока на рынке морских круизов. 20 лет назад огромный потенциал страны во многих сферах промышленности был разграблен или пущен на самотек, что теперь привело к полному отсутствию пассажирских круизных лайнеров, плавающих под российским флагом. В советское время страна владела 80 пассажирскими судами, из которых сейчас остался лишь один на Дальнем Востоке.
Не имея возможности производить собственные суда, Россия также вряд ли может надеяться на то, что под российский флаг встанут лайнеры иностранных компаний. Для этого нет достаточных юридических и налоговых предпосылок. А тем временем в Европе эта практика не нова и даже популярна, особенно в Финляндии и Швеции. Как рассказал Алексей Салумаа, генеральный директор паромной компании «Таллинк-Ру» (российское отделение известной европейской компании Tallink), правительство этих стран компенсирует значительную часть затрат на суда, которые ходят под их флагами.
Так что в ближайшее n-ное количество лет мы будем вынуждены довольствоваться ролью радушных хозяев, принимающих иностранные суда, пусть и с российскими туристами.