Чехия… Удивительно уютные старинные города, волшебные по красоте горы, живительные источники, сказочные замки, уникальные достопримечательности, таинственные подземелья… Легенды и современный комфорт, экстрим и чувство абсолютной безопасности. Доброжелательные люди, язык, который практически понятен, менталитет практически родной. Кухня, к которой не надо привыкать, цены, к которым привыкнуть хочется (у нас бы так!)...
Выбрать в Чехии лучшее, замечательное, необычное сложно. «В десятку» грозит превратиться «в сотню». А то и в две… Но попытаемся…
Самая неприметная лучшая гостиница
Отель Aria. Этот отель в историческом центре чешской столицы получил всемирное признание как лидер мировых гостиниц категории Best Luxury и входит в топ десяти лучших в Европе. Неприметное внешне здание внутри крайне привлекательно эксклюзивными интерьерами, созданными знаменитыми итальянскими дизайнерами Лоренцо Кармелини и Роко Маньоли.
Но главная «изюминка» Aria – оригинальное сопровождение для пребывания: каждый этаж музицирован. Причем гость сам может выбирать стиль музыки, соответствующий его настроению или вкусам: оперные, джазовые, современные или классические композиции.
Еще одна «привлекашка» – окружающий отель красивейший в Чехии барочный парк – Втрбовский сад.
Самая фешенебельная гостиница
Отель Radisson Blu Alcron. Роскошь в стиле ар-деко – его отличительная черта: классические сверкающие люстры, итальянский мрамор высочайшего качества, стекло молочно-кремового цвета… Комфорт и изыск во всем – в оформлении номеров и апартаментов, лобби и конференц-зала Crystal Ballroom, спроектированного в форме амфитеатра.
Гостем Radisson Blu Alcron легко представить Эркюля Пуаро с его дотошным педантизмом и супервниманием к мелочам. Или Гастинса с его любовью к музыке черных. С момента открытия – с 1932 года – в отеле проходят популярные джазовые вечера.
Еще один плюс: в шаговой доступности – Староместская площадь, Карлов мост и прочие знаменитые достопримечательности Праги.
Лучшая гостиница для снобов
Отель «Гольф-яхт». Открылся лишь в марте этого года в полностью восстановленном и реконструированном гамбургском корабле тридцатилетней давности. Об уровне комфорта говорит тот факт, что работы по переоборудованию судна в отель обошлись владельцу Яну Влчеку почти в 4 млн евро.
Это единственный отель в Европе, где тренироваться в длинном ударе самой дальнобойной клюшкой можно прямо на борту судна. В остальном все принято в мире богатых и знаменитых: гольф-тренажеры, стоянка и прокат яхт, ресторан, финская сауна, тайский массажный кабинет и т. д.
Уже ведутся работы по разбивке 9-лункового поля для гольфа на прилегающей к стоянке корабля суше. Странно одно: включив во времяпровождение своих гостей два элитных вида спорта – яхты и гольф, Ян Влчек забыл о самом элитарном занятии королей – конном спорте… Можете указать на недоработку, побывав в «неповторимом престижном клубе, где вы можете приятно отдохнуть в компании единомышленников» (как написано в рекламном проспекте отеля).
Самый живописный отель
Замок-гостиница Stirin. Этот замок недаром называют жемчужиной Средней Чехии. Окруженный прекрасным английским парком, прудами и зарослями рододендронов, он очень эффектно смотрится. Само здание перестроено из крепости XV века в прелестный «поместный дом» в стиле барокко.
К историческому прошлому здесь отнеслись очень бережно – отель прекрасно сочетает современный комфорт и старинную изысканность. Интерьеры украшают великолепные каминные вазы и скульптуры работы Матиаса Брауна, все номера обставлены стилизованной под старину мебелью и имеют прекрасный вид из окон на парк и очень милую старинную часовню (XVII в), в которой проходят концерты органной музыки.
Крайне живописная картина получается. Видимо поэтому не устояли представители Ассоциации европейских замков-гостиниц и ресторанов и приняли в свои ряды Stirin еще в 1995 году. Первым в Чехии среди замков-гостиниц.
Отель находится неподалеку от Праги: всего в 20 км, а по ощущениям – будто в ином измерении. Ну очень приятном…
Кстати: Замков в Чехии, в той или иной степени сохранности и восстановленности, более двух с половиной тысяч. Как подчеркивают сами чехи, если с закрытыми глазами ткнуть пальцем в карту страны, непременно попадете на замок.
Простые математические расчеты приводят к нехитрому выводу: посещая по одному замку в день, вы пробудете в Чехии около семи лет. Впрочем, оно того стоит… Впрочем, если Вы запланировали прожить в Чехии 7 лет - гостиницы обойдутся Вам очень дорого. В этом случае оптимальным выбором будет купить в собственность недвижимость в Чехии - во всяком случае это обойдется дешевле. А после посещения всех замков, всех напитков, и самых главных доспопримечательностей принимать решение о дальнейшей жизни. Кстати, о напитках речь пойдет дальше.
Самое пивное СПА
Chodovar. Это семейное предприятие в городке Ходова Плана, которое можно считать крупнейшим пивным курортом в мире.
Популярнейшее туристическое место, которое может похвастаться не только старинными интерьерами пивоварни, стильным рестораном, музеем пива, обширными погребами, вырубленными прямо в скале, но и оригинальными пивными СПА-процедурами – Beerrarium.
Прежде всего, омолаживающей ванной из горячей минеральной воды из бьющего здесь источника и уникального темного непастеризованного пива с добавлением пивных дрожжей и смеси лекарственных трав. От стрессов поможет и иммунитет укрепит другая ванна – из холодного пива. А в завершение стоит отправиться на массаж и на обертывания с богатыми витаминами пивными составляющими.
Заодно можно узнать о богатейшей истории и интересных традициях Chodovar, существующего с 1573 года. Ведь именно здесь проходит ежегодный Пивной чемпионат Чехии, а периодически и чемпионат Европы по катанию пивных бочек.
Занятие не для слабаков – деревянную столитровую бочку необходимо за кратчайшее время перекатить на расстояние в 800 м!
Самый популярный крепкий напиток
«Фернет Шток». Понятно, что в Чехии пьют не только пиво, ставшее национальным напитком, и знаменитую «Бехеровку». Напиток номер один для чехов – это ликер «Фернет» (или, как вариант, «Баворака» – ликер с тоником).
Создатель «Фернета» – итальянец еврейского происхождения Лионелло Шток. Впервые он приготовил сорокаградусный ликер в 1927 году, задействовав 14 трав. Сейчас оригинальный рецепт известен только двум людям – главным мастерам на заводе в Пльзене-Божкове. Впрочем, это же правило действует и при изготовлении «Бехеровки». Попробуйте «Фернет Шток» – классический или апельсиновый, и особенности чешского характера станут более понятными.
Самое ледяное вино
Ледяное вино из Моравии. Это вино для знатоков, которые не воспринимают Чехию только как крупнейшую пивоварню Европы. Продукцию чешских виноградарей и, в частности, моравских по достоинству оценили известнейшие европейские сомелье и винные бароны, и чешские вина регулярно получают награды на престижных выставках и ярмарках.
Одним из самых интересных можно считать ледяное вино. Делают его из винограда, прихваченного первым зимним морозом. Здесь главное – не упустить момент и не дать ягодам «застояться» на ветке, перемерзнуть. Затем виноград отжимают в скоростном режиме (не более двух часов), не давая растаять льду – иначе вкус вина уже будет не тот.
В результате получается вино с удивительно красивым цветом: светло-золотым, с возрастом переходящим в янтарный, с редким по полноте фруктовым вкусом и особой свежей кислинкой. Ледяное вино прекрасно сочетается практически со всеми блюдами, в особенности рыбными. Разумеется, в ближайшем чешском супермаркете его не купишь. Но приложить усилия советую.
Самая редкая достопримечательность
Пражский вытрезвитель – первый в мире. Как ни странно, впервые подобное медицинское учреждение для лечения алкогольной зависимости было создано лишь в 1951 году. Основал его в пражской больнице «У Аполинаржа» профессиональный психиатр Ярослав Скала, выяснив, что именно алкоголики составляют половину пациентов психиатрических отделений.
Как ни грустно, усилия его не привели к значительным результатам: по оценке специалистов, сегодня в Чехии живет довольно большое количество алкоголиков – более 300 тысяч человек. Ежедневно алкоголь употребляют более шести процентов взрослых, а несколько раз в неделю его пьют 15% несовершеннолетних чехов.
Однако пражский вытрезвитель ещё несколько лет назад приятно поражал сочетанием низких цен и высокого качества медицинского обслуживания. Рассказывают, что опытные туристы после похода по питейным заведениям чешской столицы добровольно отправлялись в вытрезвитель вместо гостиницы – как минимум, дешевле обходилось. Но, увы, в настоящее время подобная практика прекратилась, цены в пражском вытрезвителе подняли до 100 евро за сутки.
Самый популярный деликатес
Оломоуцкие сырки (творожки). Первые упоминания о них относятся к средине XV века. А самым известным их любителем был император Рудольф II. Привозили нежно-жёлтенькие сельские творожки к императорскому столу из Северной Моравии, делали их крестьяне в окрестностях Оломоуца, почему позже и закрепилось за ними название «оломоуцкие».
Королевское угощение делалось (и делается) просто: кислый творог замешивается с солью, потом набивается в емкости, где он некоторое время находится без доступа воздуха. Потом сырки формируются и остаются зреть. Затем они «умываются» водой и зреют дальше. Результат восхитителен. Правда, оценить пахучесть оломоуцкого деликатеса дано не каждому.
Но не чеху. В Лоштицах даже открыт музей оломоуцких сырков, местное Эльдорадо для гурмана. Музей располагается при заводе: его экспозиции рассказывают об истории и знакомят с современным производством. В завершении экскурсии – поход в уютный магазинчик, где продают различные виды знаменитых сырков: копчёных, маринованных, со специями и так далее. Без покупки из этого магазинчика не уходит ни один турист.
Самый чешский сувенир
Карловарская косметика «Вржидло». Удивлены, что не привычные богемский хрусталь, пиво, гранаты, бижутерия и прочие стандартные «напоминания»? Тем не менее, согласно статистике, по объему продаж именно эта косметика значительно опередила прочие вывозимые чешские товары. Популярность кремов, эмульсий, массажных масел и солей для ванны компании «Вржидло» (в переводе «Гейзер») объясняется их эффективными лечебными свойствами. Косметику стоит использовать при болезнях суставов, костей, излишней потливости, раздражении кожи, экземе и т. д. При этом приобрести все это разнообразие (не болезней – кремов) можно практически в любой аптеке, а стоимость каждой позиции колеблется в районе 2 евро.