Путешествие на поезде – это обыденно и скучно? А вот и нет! Увлекательно и незабываемо! Да еще в винтажных интерьерах, в галерейных ресторанах с изысканной сервировкой, тонкими винами и блюдами от признанных лучшими шеф-поваров. С чарующими пейзажами, проплывающими за панорамными окнами, неспешными остановками в интереснейших городах, идеальным обслуживанием и в комфорте, не уступающем самым известным пятизвездочным отелям… Полное погружение в мир лакшери.
Так путешествовали особы королевской крови – принц Фердинанд, султан Мехмед V – или элита интеллектуальная – Ян Флеминг, Грэм Грин, Альфред Хичкок и, конечно же, Агата Кристи, которая просто обожала… Правильно – «Восточный экспресс»! Первый поезд класса люкс, самая роскошная по тем временам гостиница на колесах:салоны, отделанные редкими породами дерева и обитые плюшем, шторы из бархата, хрустальные люстры, модная живопись на стенах, деликатесная еда, исключительного подбора винный погреб, вышколенная обслуга и прочие радости делали путешествиес Запада на Восток исключительно приятным.
Забавно, но самые первые пассажиры еще и чувствовали себя людьми крайне отважными, ведь им рекомендовалосьложиться спать одетыми и держать при себе оружие, поскольку маршрут проходил через «нецивилизованные» страны, по мнению владельцев компании, не слишком разбиравшихся в вопросах толерантности. Страхи, как известно, оказались напрасными, однако все политические перипетии века двадцатого напрямую сказались на знаменитом Orient Express – маршрут менялся, его переименовывали: от «Балкан цуг» до «Поезда холодной войны», на границах социалистических стран стоянки становились все дольше, таможня все жестче, а от скорости, сервиса, имперской роскоши оставалось все меньше и меньше.И 19 мая 1977 года экспресс отправился в свое последнее путешествие…Официальное. Чтобы почти тут же возродиться практически на всех континентах от Африки до Австралии в местных «восточных экспрессах». Пришлось и старушке Европе подсуетиться.
Итак, десятка лучших путешествий в стиле Orient Express.
Самый «настоящий»
Venice Simplon Orient Express – Венецианский симплонский восточный экспресс. Восстанавливая бренд и легенду одновременно, владельцы несколько перестарались. Все вроде правильно: и сверкающие на солнце синие с золотом вагоны, и искусная работа декораторов, включая инкрустацию по дереву в стиле ар-деко, и витражи от Рене Лалике, и прочие историзмы (форма и манеры проводников, завтраки в постель, аперитивы в баре, переодевание к ужину, меланхоличный пианист и т. д.).
Впечатляет. Но чувствуется в этом всем что-то наигранное, киношное, видимо, поэтому фильмография «венецианца» уже насчитывает шесть картин.
Но есть в этом путешествии что-то удивительно притягательное, романтичное. Может, как раз эта возможность поиграть в ретро?
Знаменитый поезд, о котором писала Агата Кристи, не дает покоя не только сценаристам. Современные литераторы продолжают писать о нем книги, а композиторы – музыкальные произведения. Самая известная из последних Orient Express Variations – «Вариации на тему Восточного экспресса».
Самый аутентичный
Австралийский The Ghan. Большинство вагонов – точные реплики Orient Express. Есть подлинный вагон Prince of Wales, построенный в 1919 году к визиту принца Уэльского Эдуарда. Но самый роскошный – Platinum Service, с ванной и огромной кроватью, с окнами по обе стороны – лежи, любуйся видами и поглощай разные вкусности (в т. ч. местные специалитеты, например, мясо кенгуру на гриле), пересекая весь континент с юга на север – от Аделаиды до Дарвина.
Поезд делает две большие остановки: в Кэтрине можно полетать на вертолете над ущельем или поиграть в гольф, а в Элис-Спрингз побывать в священных местах аборигенов или прокатиться по пустыне на квадроцикле.
Кстати, Ghan – это сокращенное от afghan: поезд назван в честь афганцев, погонщиков верблюдов, которые 150 лет назад водили караваны вглубь Австралии.
Самый гордый
Pride of Africa, «Гордость Африки» – один из самых роскошный поездов планеты. В нем тщательно воссоздана ретроатмосфера в стиле 1930-х годов, но со всеми атрибутами современного комфорта. За стенами скромных с виду голубых вагонов скрывается едва ли не дворцовое великолепие. Изысканные интерьеры, ванные комнаты с мраморным полом в купе, вагон-ресторан, вагон-гостиная и обзорный вагон с застекленной задней стенкой. К услугам пассажиров – вышколенные дворецкие. Их удивляют отличной кухней и изысканными винами. Маршруты проложены по самым живописным уголкам Африки – вдоль побережья Атлантического океана, по территории национального парка Крюгера, пустыни Намиб, мимо водопада Виктория по побережью Индийского океана в Танзании.
Самый младшенький
Eastern & Oriental Express недаром называют младшим братом легендарного «Восточного экспресса». Кроме спальных вагонов и ресторанов, где проходят ужины с довольно строгим дресс-кодом, в поезде есть библиотека, оформленная в колониальном стиле, и бутик, где можно купить фарфор, жемчуг и сувениры. Любимым местом большинства пассажиров является открытая терраса обзорного вагона с ротанговыми креслами, где звучит живая музыка. Слушая песни Синатры и потягивая знаменитые коктейли «Сингапур слинг» или «Шанхайский экспресс», так приятно наблюдать за потрясающими по красоте закатами над джунглями.
Eastern & Oriental Express курсирует между Сингапуром, Малайзией и Таиландом.
По пути из Бангкока в Сингапур предусмотрены две экскурсии. Сначала поезд останавливается на легендарном мосту через реку Квай, а на следующий день пассажиров ждет экскурсия на малазийский остров Пенанг с посещением местных рынков и прогулкой на велорикше.
Самый впечатляющий
«Золотой орел» – наш российский вариант «Восточного экспресса». Идет по самому длинному железнодорожному маршруту в мире: из Москвы по Транссибирской магистрали во Владивосток. Стилизованный под старину, великолепно декорированный, с просторными купе, он предоставляет возможность с максимальным комфортом проехать через всю страну. В пути пассажирам предлагают интереснейшие экскурсии. Их приглашают в знаменитую казанскую мечеть, музей Иркутска, оперный театр Новосибирска, полюбоваться живописными пейзажами озера Байкал, попробовать традиционные блюда в деревнях староверов в Улан-Удэ и оценить самые разнообразные сорта красной икры во Владивостоке.
В августе 2011 в первый маршрут отправился еще один российский люкс-поезд по маршруту Москва-Пекин. Он необычен тем, что восстановлен в начале 90-х из аутентичных вагонов своего венецианского предка, естественно, с добавлением современных стилизованных вагонов. В обширной экскурсионной программе – две новые фишки: поездка по Кругобайкальской железной дороге и ночь в настоящей монгольской юрте.
Самый простенький
Hiram Bingham – перуанский поезд, идущийпо самому короткому из подобных маршрутов: из древней столицы инков Куско в легендарный затерянный город Мачу-Пикчу. Время в пути (туда) лучше всего провести на открытой смотровой площадке в последнем вагоне, любуясь живописными горами, долинами и водопадами под аккомпанемент перуанских гитаристов. В Мачу-Пикчу неторопливо осмотреть знаменитые храмы, многоступенчатые террасы и священный камень Интиуатана, к которому инки «привязывали» солнце. А обратный путь посвятить гастрономическим удовольствиям в интерьерах ресторана, стилизованных под ар-деко. Советую особое внимание уделить писко сауэр – местной виноградной водке, которую подают с соком лайма. Рекомендую закусить жареными креветками с желтым соусом чили и пудингом из шпината.
Самый круговой
Royal Rajasthan on Wheels – настоящий дворец на колесах, самый роскошный поезд Индии. Купе оформлены как королевские покои: тяжелые бархатные покрывала с ручной вышивкой на кроватях, обитые цветным шелком стены и резная мебель.
Сервис тоже королевский: помимо приказов личному батлеру, можно покапризничать в СПА-вагоне, заказывая массажи и аюрведические процедуры. Или в ресторанах, где предлагаются блюда практически любой кухни – от средиземноморской до раджастанской, от китайской до креольской.
8-дневный маршрут начинается и заканчивается в Дели, но есть и более короткий вариант – трехдневная поездка по «Золотому треугольнику» Дели-Джайпур-Агра.
Самый романтичный
El Transcantabrico. Его называют узкоколейным «Восточным экспрессом», он составлен из подлинных вагонов «Пульман» выпуска 1923 года, декор выполнен по специальному заказу. В вагоне-ресторане поезда, украшенном подлинниками живописцев 30-х годов и ретролампами, кормят лучшими традиционными блюдами севера Испании. Ужины на остановках предлагаются в лучших местных ресторанах, зачастую обладающих мишленовскими звездами.
El Transcantabrico следует по маршруту из Сантьяго-де-Компостела в Сан-Себастьян (второй вариант маршрута – Сантьяго-де-Компостела – Леон) в течение восьми дней, останавливаясь на обзорные экскурсии по средневековым городам Галисии, Астурии, Кантабрии и Страны басков.
Самый «крышевой»
Tangula Luxury Train – маршрут из Пекина на «крышу мира», в столицу тибетского буддизма Лхасу. Купе – элегантные сьюты, сервис от Kempinski, роскошь интерьеров, стилизованных под серебряный век, вполне уместно сочетаются с кислородными приборами для каждого пассажира (все-таки это самая высокогорная железная дорога мира) и круглосуточным доступом в Интернет.
Путешествие в этом поезде – уникальная возможность увидеть другой Китай: от провинции Цинхай до храмов Джокханг, древних монастырей Сэра и Дрепунг, дворцов Далай-ламы и священных горных озер.
Самый чайный
The Viceroy Special – винтажный поезд, который тянет единственный в Шри-Ланке действующий паровоз. В составе – нескольких подлинных спальных вагонов, вагон-ресторан, отделанный тиковыми панелями, и два вагона-салона в колониальном стиле с панорамными окнами, позволяющими любоваться незабываемыми пейзажами Края холмов, одного из главных мировых центров производства черного чая.
До встречи в пути! Всегда ваш, Артем Бурдыкин.
P.S. Увы и увы, так хочется еще рассказать о штатовском музыкальном поезде, испанском земляничном, швейцарском шоколадном, зеленом поезде Сардинии, волшебном Гарри Поттера и так далее, а еще о моем любимом The Royal Scotsman – экспрессе, который можно полностью взять в аренду и вперед, в виски-тур по Шотландии! С соколиной охотой, рыбалкой в горных реках, танцами под волынку и т. д. Может, как-нибудь в другой раз?..